5-й Международный фестиваль циркового искусства. Впечатления артистов.

Этот фестиваль получился очень контрастным. Во-первых, 20 стран мира, во-вторых, разнобразие номеров (от чревовещателя до египетских тигров). В-третьих, широчайший энергетический диапазон — от мощных, ураганных братьев Запашных до тончайшей и тихой японки, как будто существовавшей в одной точке. 

Более 250-ти артистов. Некоторые из них рассказали нам о себе и о фестивале.


Леланд Фолкнер, Театр теней (США). Без приза.

Благодаря ловкости рук (никакого обмана!) создавал на белом полотне зайцев и лосей, кошек и собак, погоню и рассвет, радость и любовь.

Как вы попали в Ижевск?

Я был в Китае, выступал там на цирковом фестивале, и мой коллега пригласил меня на ижевский фестиваль. Он сказал, что здесь великолепный цирк, что мне понравится. К слову, об Ижевске я раньше ничего не знал. Кроме того, я никогда не был в России, и подумал, что это будет замечательное приключение.

Когда я прилетел в Москву, я почувствовал себя как рыба без воды, как инопланетянин. Абсолютное одиночество. И потом я совершенно случайно встретил артистов из китайского цирка и почувствовал, что я снова дома. Потому что цирк — это твой дом, это отдельный мир. В общем, вместе с китайцами мы полетели в Ижевск, приземлились, кстати, глубокой ночью, так что я понятия не имею, где нахожусь (смеётся).

Но то, что я заметил сразу, — у вас прекрасный цирк — большой, просторный, замечательный просто.

В США у нас почти нет цирка с животными, я здесь с интересом смотрю на такие выступления. Конечно, страшно. Я вырос в Африке, и помню это чувство, когда всё время нужно было быть начеку, следить за львами, которые могли появиться откуда угодно.

Хотя я, конечно, предпочитаю «человеческое» искусство. Мне самому хочется сказать что-то о жизни, о любви, этим я занимаюсь.

Как вы стали заниматься театром теней?

Я был маленьким мальчиком. И как-то раз, сидя за столом, при включённой настольной лампе, стал показывать тени руками. Показал отцу. Он рассмеялся и сказал, что у меня неплохо получается. Я продолжил это делать, и как-то раз показал, что я могу, знакомому цирковому артисту. Он посоветовал превратить это в номер, выступление.

И я стал развивать это. Людям нравится. Вообще, у нас мало возможностей увидеть тени, с нашим электрическим светом. В XIX веке, например, когда были только свечи, вокруг была масса теней.

Сколько лет вы уже занимаетесь этим?

О, я так не люблю отвечать на этот вопрос! Почти 30 лет, это долго.

Как вы создаёте ваши образы?

Нужно просто играть, экспериментировать. Мы относимся к жизни слишком серьёзно. Мы забываем, что игра — это тоже искусство. Если вы посмотрите на играющих детей, вы увидите, что они наполнены счастьем. Я думаю, кстати, что взрослые люди приходят в цирк как раз за тем, что чтобы вспомнить это чувство.

Так вот, когда я работаю, образ сам приходит ко мне — человек, животное, какой-то символ. Если я чувствую это «ребяческое» счастье, то понимаю, что делаю всё правильно. Кстати, одно из своих представлений я посвятил своему другу, и все узнали его лицо в одной из теней. Это было здорово.

 

Виллер Николоди, чревовещатель (Швейцария). Золотая статуэтка.

Чревовещание — очень редкий вид циркового искусства. Артист, работающий в этом жанре, может говорить, не раскрывая рта. Обычно он выступает с куклой. Николоди (специально для Ижевска выучивший номер на русском!) привёз в цирк чрезвычайно шустрое существо — Хоселито, огромную крысу из папье-маше. А также на разные голоса спел с ижевскими зрителями «Sole mio». Публика плакала. От смеха.

Сложно ли было учить русский?

Сложно выучиться русскому произношению. Это меня пугало. Но мне помогло то, что в Ижевске прекрасная публика, она готова сама себя развлекать. Так что это было легко, публика словно помогала мне.

Вы слышали про Ижевск раньше?

Мои друзья говорили мне о фестивале. Но до фестиваля я знал только Москву и Петербург.

Как называется по-английски ваше искусство, честно говоря, я не знаю этого слова…

«Ventriloquism». А по-русски как?

«Чревовещание».

Чере… О, нет, это я точно никогда не выговорю (смеётся).

Что самое главное в вашей работе?

Самое главное — работа с куклой, нужно наполнить её жизнью, дать ей правильный голос. Я это я, а кукла это кукла. Зрители не должны заметить, что за всех говорю я. Они должны видеть, что «тот парень» из папье-маше живёт своей собственной жизнью.

Вообще, много ли чревовещателей в мире, это ведь достаточно редкий жанр…

Хороших мало. Очень сложно придумать свой собственный стиль, индивидуальный авторский почерк.

А я думала, самое сложное — научиться говорить, не раскрывая рта.

Это первое. А потом, после того, как ты научился, необходимо спросить себя: а что, собственно, я собираюсь делать? Петь, шутить, рассказывать истории?

Сколько лет вы занимаетесь чревовещанием?

Пятнадцать. До этого я был акробатом. Мне было 38, и я просто уже «наелся» всего этого. Но — не хотел уходить из цирка. Это было, конечно, непросто, но у меня был цирковой опыт, мне не пришлось начинать с нуля.

Что скажете про фестиваль?

Фестиваль очень хорошо сделан, цирк прекрасный! Это один из лучших цирков, что я видел в жизни. Это тем более удивительно, что он находится в таком маленьком городе. Прекрасная публика — ты сразу чувствуешь, что люди пришли не критиковать, а просто получить удовольствие, повеселиться. Я почувствовал эту энергию.

Вы надеетесь на победу?

Нет. Я думаю, призы уйдут к большим аттракционам. Вообще же, оценки — это очень субъективно, я сам могу судить кого угодно. Для меня главное — хорошо выступить, повеселить публику и получить удовольствие.

Что будете делать после фестиваля?

Я выступаю на круизных лайнерах, туда и отправлюсь.

 

Барри Лубин (Нью-Йорк, США), клоун. Без приза.

Барри представил публике Бабку (Grandma). Красное платье, жёлтые колготки, нитка жемчуга. Бабка танцевала под Бритни Спирз, каталась по перилам цирка, посылала зрителям воздушные поцелуи и вообще была чертовски мила.

Никогда не слышал об Ижевске раньше, но очень счастлив быть здесь. Это потрясающий фестиваль.

У вас была возможность увидеть Ижевск?

Немного. Мы прогулялись вокруг цирка, посидели с моей девушкой в кафе в центре города.

Как вы создали свой образ?

В 1974 году я решил создать несколько характеров, и Бабка была одним из них. Зрители отреагировали лучше всех на неё.

Кто создаёт ваши номера, вы сами или у вас есть режиссёр?

У меня есть несколько режиссёров, и это всегда слияние их и моих идей. В итоге всё равно, прежде всего, я подключаю свои чувства и инстинкты.

Кто вдохновляет вас?

Чарли Чаплин, например. Бастер Китон. Когда я был маленьким, мой отец показывал мне много немых фильмов, я очень любил смотреть.

Сегодня я нахожу очень смешными Джима Керри, Робина Вильямса.

Что вы делали до вашей Бабки?

Я пошёл в колледж, чтоб выучиться на режиссёра телевидения. Начал работать, и не выдержал стресса от этой работы. Хотя, честно говоря, сейчас у меня работа ещё более стрессовая.

Почему?

Ну, например, я не знаю, какая публика меня ждёт каждый вечер. И ты всё время думаешь об этом. Ты должен понять, что им нравится, а что нет. В Нью-Йорке я работаю в цирке «Биг Эппл» на 1 500 мест (в ижевском цирке 1 794 места — О.С.), и зрители там другие. Это, конечно, очень интересный опыт по изучению людей, но я не могу расслабиться. Если энергия «низкая», ты должен «поднять её», если высокая — поддержать и усилить. Ты должен быть всё время начеку.

Какая аудитория в Ижевске?

О, прекрасная! Два шоу были просто потрясающими, а одно, самое первое, было всё-таки ужасным для меня. Не получилось контакта. Мы, кстати, после этого немножко русифицировали Бабку. Я не мог надеть на неё платок, но дал ей в руки, как вы это называете? — avoska — с морковью, картошкой и капустой. Мне это Саша Фриш подсказал (ведущий церемонии Александр Фриш – О.С.).

Надеетесь ли вы на победу?

Я думаю, это невозможно. Это моё пятое международное цирковое соревнование, и я никогда ничего не выигрывал.

Между прочим, это пятый цирковой фестиваль в Ижевске.

О, может быть, цифра 5 для меня будет счастливой?

Вообще, как сказал мне один мой друг, тоже из цирка: «Ты уже имеешь приз: ты работаешь». Я работаю, делаю то, что люблю, и это самый мой большой приз в жизни.

Сколько времени готовили номер?

Я начал думать о нём три месяца назад.

Куда поедете после фестиваля?

Я вернусь в США в свой цирк в Нью-Йорке, чтобы два месяца гастролировать в Нью-Джерси и Бостоне. И затем, после 25-ти лет работы, я покину цирк «Биг Эппл» и перееду в Швецию, со своей подругой.

 

Хамада Кута, аттракцион «Восточные тигры и львы из Египта». Без приза.

Шокировал публику тем, что принёс в клетку собаку, и та подала льву кусок мяса.

Начинаю задавать вопросы по-английски, он: «Может, по-русски поговорим?»

А вы откуда так хорошо знаете русский?

Так я ж здесь гастролирую 8 месяцев! Выучил. Я ещё знаю английский, арабский, египетский, турецкий.

Это мой первый фестиваль в России. Согласился сразу выступить, потому что слышал про Ижевск, про то, что здесь оружейный завод. Ну и про фестиваль, конечно, слышал.

Вообще, о том, что я участвую, я узнал за две недели.

То, что я показываю здесь, это мой третий аттракцион, и на его подготовку ушло 4 года.

Расскажите про собачку, нам её было очень жалко. Как она попала в аттракцион?

Мой папа хотел попасть в Книгу рекордов Гиннеса, он придумал этот трюк и попросил меня сделать. Я сделал, хотя к самой Книге рекордов отношусь спокойно. Я очень люблю животных, и просто хочу работать с ними.

Хотя у меня в другом номере выступает ещё осёл, он тоже находится в прямом контакте с хищниками и тоже — большой артист.

Что для вас лучшая награда?

Я хочу видеть зрителей счастливыми, чтобы они знали меня. Хочу сделать грандиозный аттракцион, какой был у меня раньше. Когда я работал в Кувейте, там животным подавали плохое мясо, и 10 тигров у меня умерли.

Я начал всё сначала, мне помог Бог. В Россию я пока привёз 5 хищников.

Где вы берёте тигров?

У меня есть свой заповедник, там свыше 50-ти голов животных. Нильские львы, тигры. Кстати, нильские львы — очень редкие животные, около 400 в мире всего.

Кто ваш учитель, кто вам помогает работать?

Мой папа, народный артист Египта. Моя бабушка. Я из цирковой династии, которой 165 лет, я - дрессировщик в 6-м поколении. Мы дрессируем тигров, львов, слонов.

Что вы делаете со страхом, как справляетесь?

Моя профессия — дрессировщик. Я чувствую животных, они чувствуют меня. Я чувствую их даже лучше, чем людей. Были, конечно, случаи, восемь раз они рвали меня. Но когда я захожу к ним и работаю, я не думаю об этом вообще. Они — мои артисты и мои друзья.

Что скажете про Цирк Запашных?

Очень понравилось, очень сильные дрессировщики. В России — одни из лучших. Ещё, кстати, Корниловых люблю, они дрессируют слонов.

А ещё мне здесь очень понравились зрители. Они понимают меня, очень хорошо чувствуют. Я сегодня в клетке танцевал, как вы видели. Это потому что зрители подарили мне много тепла. Я танцую не в каждом городе. После фестиваля я остаюсь здесь на месяц, на гастроли, остаюсь с радостью, потому что я понял, какой замечательный зритель в Ижевске.

 

Майоко Шида Риголо (Япония), оригинальный баланс. Серебряная статуэтка.

Из палок собирает двигающуюся и чрезвычайно хрупкую конструкцию, на вершине которой каким-то чудом ещё и держится лебединое перо.

Майоко чрезвычайно сконцентрирована во время исполнения номера — одно неверное движение, и всё может рухнуть. Что и происходит в конце номера — уже тогда, когда зрители осознали, как хрупка и подвижна наша жизнь.

Что за ветки вы используете в своём номере?

Это столетняя пальма с острова Хоккайдо.

Бывало ли так, что ваша конструкция рушилась во время номера?

Да, бывали иногда небольшие аварии, конструкция очень хрупкая. Но всегда можно начать с начала.

Мой номер вообще — о хрупкости нашей жизни. Двигающаяся, меняющаяся жизнь, а мы ищем в ней баланс.

Я занимаюсь этим 15 лет. И сейчас для меня уже не очень сложно построить такую конструкцию, однако, именно этот номер мы готовили 6 месяцев.

Вообще, я хореограф, ставлю разные программы — классические, национальные.

Думаете ли вы о победе?

Для меня первый приз — это внимание публики, аплодисменты. Думаю, вряд ли мне что-то достанется здесь.

 

Братья Страховы, силовой эквилибр (Украина). Бронзовая статуэтка.

Братья-близнецы демонстрируют идеальные торсы, силу и ловкость, а один из них в финале встаёт на голову …на горлышке бутылки.

Это больно, стоять на горлышке бутылки?

(смеётся) Ну, репетировать было больно. Я стараюсь часто не стоять. Больше 3-4-х раз уже больно.

Сколько времени готовили номер?

Достаточно быстро, причём он родился спонтанно. Мы из цирковой династии с братом, работали раньше с отцом, сейчас решили сделать номер на двоих. Сделали за 2 месяца.

Выбрали гангстерскую тему, потому что она весёлая, эмоциональная, можно подурачиться, и потом, если вдруг ошибёшься, легче замаскировать ошибку.

На руках начали стоять года два назад. А вообще, в цирке работаем с 11-ти лет.

Кстати, ваш цирк — замечательный, я слышал про него, но не думал, что он такой прекрасный.

Что будете делать после фестиваля?

Мы восемь лет уже работаем в Германии. У нас сейчас будет двухмесячный перерыв, будем отдыхать и восстанавливаться. Затем планируем поехать на цирковой фестиваль в Корею. Что нам даст фестиваль, ещё неизвестно, надеемся на какие-то предложения, контракты.

Вы рассчитываете на победу?

Это невозможно, потому что два артиста не могут конкурировать с целой группой. Думаю, жюри предпочтёт отдать призы большому аттракциону с животными. Для меня лучшая награда — аплодисменты зрителей и, конечно, новый хороший контракт.

 

Ольга Шмелёва, воздушная акробатка (Россия). Бронзовая статуэтка.

В цирке с 15-ти лет. Прыгала и кувыркалась на качелях под самым куполом цирка. Приехала с маленькой дочкой.

Вы из цирковой династии?

Нет.

Как же вы попали в цирк, мне казалось, что там, в основном, работают люди из цирковых семей.

Мне тоже так казалось. Но в семье не без урода (смеётся). Я раньше занималась в цирковой студии, потом педагоги пригласили меня в училище, которое я и закончила.

Как вы боретесь со страхом, есть ли он у вас?

Конечно, есть. Я же человек, такой же, как и все. Но уже в работе другие эмоции берут верх. Вообще, если в работе ты будешь бояться, то ничего хорошего из этого не выйдет. Пока репетируешь, да, бывает, боишься. А когда трюк начинает складываться, получаться, приходит спокойствие.

Номер длится около 6-ти минут, сколько времени вы его готовили?

Вообще, я тренировалась два года. Сама постановка заняла около полугода.

Что скажете про наш фестиваль?

У фестиваля очень высокий уровень, хорошая организация, очень приятный персонал — звук, свет, ребята-униформисты — спасибо всем огромное! Я очень довольна, что я здесь.

Рассчитываете на победу?

Я не могу сказать, что рассчитываю, но всё-таки очень-очень хочется!

Свою дочку вы отправите в цирк?

Не знаю, это больной для меня вопрос. Не знаю, честно. Я не могу сказать, что это самоё лёгкое в жизни дело.

 

Братья Гианг, силовая пара (Вьетнам). Серебряная статуэтка.

Во время представления один брат поднял на голову другого и поднялся по лестнице на 6 ступенек.

Сколько лет вы в цирке?

15 лет.

Тяжело носить своего собственного брата на голове?

Да, тяжело. И опасно. Иногда случаются травмы, совсем недавно один «потянул» шею, неудачно повернул голову. Много времени уходит на оттачивание деталей, на то, чтобы всё нас устраивало. Этот номер (длится около 10-ти минут — О.С.) мы готовили 8 лет.

Почему вы занимаетесь этим?

Во Вьетнаме очень мало цирка. Мы хотим развивать цирковое искусство в своей стране, хотим быть первыми.

С удовольствием выступим в Ижевске, в России ещё раз, у вас прекрасная публика!

 


Акробаты на першах, под руководством Алексея Сарача (Россия). Золотая статуэтка.

Артисты в париках и костюмах «а-ля XVII век», исполняют акробатические номера на шестах и поднимают на одном из них хрупкую девушку под самый купол цирка.

Я в первый раз вижу цирковое выступление в костюмах, стилизованных под XVII век. Как вы придумали это?

Всё это очень просто. Вы видели когда-нибудь орган?

Да.

Из чего он состоит?

Из трубок.

А мы на трубах работаем. У меня была идея соединить трубы органа и трубы першей (перш — длинный шест из металла, удерживаемый на лбу или плече одного акробата, на другом конце которого в высоте выполняет упражнения другой акробат — О.С.). От этого и костюмы, и музыка Баха. Жанр наш классический, насчитывает более 1 000 лет.

Каждый трюк готовился годами, быстро ничего не делается. Трюк можно оттачивать до бесконечности, но ещё важнее — соединить все характеры, все чувства в одну-единственную линию баланса, в один «солнечный луч».

На какую высоты вы поднимаете девушку?

Мы её жалеем, конечно, но поднимаем на 14 метров. Она признаётся, что поначалу было страшно, но сейчас привыкла.

С этим номером мы получили в Китае на фестивале «золото», а ведь китайцы так не хотят давать 1-е место никому! Получили «золото» в Италии, есть немало «серебра» и «бронзы», и вот, в Ижевске тоже получили золотого медведя, это очень приятно.

 

Максим Никулин, директор Цирка Никулина на Цветном бульваре, член жюри

Фестиваль — это выброс цирковых эмоций, это их концентрация, квинтэссенция. Не только для артистов, но и для жюри тоже. Мы все по-разному пришли в цирк, мы — менеджеры, продюсеры, управленцы цирка. Мы никогда не будем миллионерами, это не тот бизнес. Но нас объединяет клан, мир цирка. Это мир, где все друг друга знают, знают, чего ты стоишь, что умеешь. Если ты работаешь плохо, этот мир не для тебя, и это достаточно жёсткое правило.

У вас был любимый номер на фестивале в Ижевске?

У меня не было ни любимого номера, ни, вообще, любимого жанра, потому что это было бы неуважением к другим артистам.

Что бы вы сказали тем, кто не получил приза?

Работать. Только это. Артист цирка работает не на результат, не для себя самого, он работает для публики, для счастливых детских глаз. Завоевать публику — сложная задача. И единственный путь сделать это — работать с абсолютной самоотдачей.

 

Ольга Сорокина

Фото — Екатерина Дериглазова

Рыбацкие реалии (12+)

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса web-страниц и email-ы преобразуются в ссылки автоматически.
  • Разрешены HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Переводы строк преобразуются в параграфы автоматически.

Подробнее о форматировании

Защита от спама
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
кос_ос:
Сейчас в телеэфире
Удмуртия | Моя Удмуртия
10:55
ТС «Была любовь» (16+)
11:20
«Белая стрела. Возмездие». 10 серия(16+) Боевик, детектив (Россия, 2015)
Архив новостей
Введите дату
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
Поиск Закрыть поиск