Министр образования и науки Удмуртии — о положении дел в отрасли


A A A

Министр образования и науки Удмуртской Республики Андрей Кузнецов дал пресс-конференцию, на которой ответил на основные вопросы о ситуации в отрасли.

Как в Удмуртии обстоят дела с обеспеченностью учебниками?

Обеспечение учебниками 100% гарантировано тем, кто учится по федеральным государственным образовательным стандартам, то есть с 1 по 3 класс, и 5 и 6 классам, которые в эксперименте. Все остальные приобретают учебники за счет муниципальных средств, предусмотренных на образовательный процесс.

Будет ли строиться второй учительский дом?

Да. Где и когда — пока не известно. Но уже 600 с лишним заявлений от работников системы образования рассмотрены и приняты. Письмо соответствующее Президенту отправлено. Вопрос в стадии проработки.

Сколько сейчас экспериментов в области образования на территории Удмуртии проводится? Что это за программы?

Могу сказать только одно: речь, видимо, идет, в том числе, и о сингапурском методе. Право проведения такого эксперимента в Удмуртской Республике мы завоевали в достаточно серьезной конкурентной борьбе. Просто потому, что система образования адекватно реагирует на новации, и этот эксперимент проводится за счет федеральных средств. Это тоже очень важно. Будет ли он дальше у нас продолжен и будет ли от этого какой-то серьезный положительный эффект? Мы пока воздержимся от оценки. Потому что итоги будут подведены вместе с педагогическим сообществом, с учителями, директорами, где-то к концу учебного года. Они должны будут провести очень серьезную работу. То, что это интересно, и то, что это вызывает неподдельный интерес учителей и руководства системой образования — это абсолютно точно. То, что это не новация, которая пришла к нам из космоса, с каких-то других галактических планет, это тоже абсолютно точно. Перед нами хорошо забытое старое. Это система Выготского, которая была создана в 1930-1940-е годы. Достаточно активно обсуждалась на различных уровнях. Сейчас весь мир находится в стадии проработки и поиска новых форм образования, потому что сейчас кризис в образовании. Это сильнее, чем кризис финансовый. Потому что все прекрасно понимают, что будущее за той социально-экономической системой, которая первой найдет подход к новой системе образования. Ищут все. Идут по-разному. Систему Выготского взяли очень многие страны Азиатского региона, Бразилия перешла полностью на нее. И они сейчас показывают весьма ощутимые результаты по тому срезу знаний, которые проводят на международном уровне. Это целая тема для отдельного разговора.

Можете пояснить, что это за система?

Это партнерские отношения между учеником и учителем. Это, по сути дела, отход от той классно-урочной системы, которая сложилась еще в 17 веке. Или англо-саксонской, как её можно назвать. Это чётко регламентированный подход и чёткое распределение ролей: я — учитель, ты — ученик. Всё, сиди и слушай. Потом мне ответишь то, что я тебе сказал. По Выготскому, урок – это процесс познания, совершенствования. Причем он идет непрерывно, при помощи самих учащихся. И роль учителя – это уже не просто роль транслятора каких-то знаний, а модерирование. То есть учитель управляет процессом познания, поиска новых знаний. Еще очень важно, что все знания, которые ученик получает, носят прикладной характер. Ученик должен четко понимать, что это ему в жизни пригодится. Вы, у кого дети есть, наверняка сталкивались с таким вопросом: мама или папа, а для чего нам нужно это знать? Если ребёнку раз не ответили, два не ответили на вопрос, у него руки опускаются. Таким образом, мотивация ученика падает. И вот задача учителя как раз найти примеры. Выстроить урок так, чтобы даже, казалось бы, совершенно абстрактные вещи стали нужными. Тогда ученик каждый день сталкивается с тем, что, оказывается, и вот это интересно, и вот это тоже. И вот это можно «приложить к жизни». Мотивация, заинтересованность появляется.

Учителя говорят, что не все почувствовали повышение зарплаты, потому что что-то добавили, что-то убавили. Почему так происходит?

Надо разбираться индивидуально в каждом случае. Потому что повышение при сохранении нагрузки, при сохранении всех регалий, при своевременном прохождении аттестации и т.д. однозначно должно было почувствоваться.

А если у учителя стала меньше зарплата, куда ему обратиться?

В комиссию по трудовым спорам. Но, для начала, в администрацию школы. Позвонить на «горячую линию» министерства. На нашем сайте выкладываем калькулятор, который позволит четко, по новой системе скалькулировать и спрогнозировать свою заработную плату. Так можно будет найти ответы на очень многие вопросы.

Планируется ли в следующем году оптимизация школ? Не все школы одинаково заполнены, в том числе и в Ижевске, некоторые переполнены, некоторые не дополнены.

Что вы понимаете под словом «оптимизация»?

Объединение школ, как это уже произошло с некоторыми школами.

Во-первых, оптимизация была, есть и останется. Это живой процесс, его не остановить. В каждом отдельном случае – это разные причины. Речь не идет только о сокращении расходов. Прежде всего, это качество образования. Это создание современных условий. Если в одной школе есть спортзал, а в другой нет, если в одной школе есть столовая, а в другой нет, то она просто-напросто не выполняет лицензионные требования и будет лишена этих прав. Нам это надо? Я думаю, что нет. Поэтому в каждом случае надо смотреть на причины оптимизации. Мы имеем весьма жесткие параметры по модернизации системы общего образования, их свято выполняем, потому что это является условием получения федеральных средств. А вы знаете, что мы за последние 3 года получили 1,5 млрд. руб. на образование? 1,5 млрд! И каждая, абсолютно каждая школа ощутила на себе эту помощь. И на сегодняшний день я могу говорить, что у нас разницы между сельской и городской школой нет. Это мы наблюдаем и по ЕГЭ. Это мы наблюдаем по олимпиадам, по активности, по выходам и т.д. и т.д. Вы можете посмотреть список лучших городских и сельских школ, и вы в этом убедитесь. Школы Удмуртии в этом списке представлены весьма и весьма достойно, в том числе и сельские. Республика наша входит в 20-ку лучших.

Есть уже варианты, кто будет объединяться, какие школы?

Есть целый план. Этот план по каждому району, абсолютно по каждому муниципалитету. Где-то осуществляется подвоз, где-то надо объединить школу и детский сад и т.д. Этот процесс идет постоянно. Если о нем рассказывать, не хватит и недели.

Президент Удмуртии говорил, что у нас в республике начинается строительство и ремонт школ искусств. Одна из них будет построена в новом микрорайоне «Столичный» в Ижевске. А есть информация о том, где еще будут построены в ближайшее время такие объекты?

Не совсем мой вопрос, но я отвечу. Да, действительно, есть в планах строительство музыкальной школы, не школы искусств. Она планируется в микрорайоне «Столичный». Там я думаю, что через пару лет состоится ввод Дома детского творчества. Для детей у нас очень много делается. Я думаю, столько, сколько у нас, наверняка, не делается нигде. 30 детских садов, 10 новых школ — это только по итогам этого года в образовании. Больше нас не построил никто.

Хотите поделиться?

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса web-страниц и email-ы преобразуются в ссылки автоматически.
  • Разрешены HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Переводы строк преобразуются в параграфы автоматически.

Подробнее о форматировании

Защита от спама
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
_емперамент: