Ольга Сорокина. Нижний Новгород и детская железная дорога


A A A

В начале октября все российские железнодорожники отмечают праздник — День компании, День РЖД.

Традиционно, в преддверии торжества, для журналистов распахиваются все (или почти все) железнодорожные двери. Нам, вместе с коллегами из Ижевска, Кирова, Казани и Нижнего Новгорода, посчастливилось побывать на Горьковской железной дороге.

 

В Нижний Новгород поезд приезжает рано утром. Журналисты хотят спать (впереди ещё – насыщенный день!), но стойко держатся и пьют кофе, чашку за чашкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отправляемся смотреть город. Нижний широко и по-купечески раскинулся по обе стороны главной русской реки. Может быть, это сердце Волги? По крайней мере, эта река всегда питала город, и Нижний долго называли «карманом России» — за мощную торговлю, которая здесь была развёрнута.

Нижний Новгород

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ну и конечно, здесь помнят земляка – писателя Максима Горького (он же – Алексей Пешков).

Сам Нижний Новгород, как известно, был раньше Горьким (помните песню «Под городом Горьким, где ясные зорьки…»?) Сохранился здесь так называемый «домик Каширина» — деда писателя, где Алёша прожил два года – 1871-й и 1872-й.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У дома стоит памятник (по-моему, больше похожий на Есенина),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а на соседнем здании вывеска – PESHKOV cafe&club. Может, это и называется – «нести культуру в массы»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кстати, железнодорожники не хотят переименовывать Горьковскую железную дорогу, например, в Нижегородскую. Считайте, говорят, что она теперь носит имя нашего прославленного писателя.

 

В Нижнем много церквей. Богатые купцы, получив большие барыши, считали святой обязанностью возвести храм. Оказывается, именно здесь «стоит» (по-другому и не скажешь) дипломная работа знаменитого архитектора Огюста Монферрана (это он спроектировал Исаакиевский собор и Александровскую колонну в Петербурге) — Спасский собор, построенный при знаменитой Нижегородской ярмарке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё один старинный и прекрасный храм построен богатым купцом Григорием Строгановым. Уезжая в Петербург, он решил оставить родному городу такую вот память. Это Рождественская или Строгановская, по имени дарителя, церковь. Памятник архитектуры федерального значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из 18 века мы сразу перенеслись в век 20-й.

Катер «Герой» на набережной Волги – ещё один памятник ещё одной эпохе. На табличке рядом написано: «Катер «Герой», в составе Волжской военной флотилии, созданной по указанию В.И. Ленина, принимал участие в разгроме белогвардейцев на Волге (1918 — 1919), в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Сталинградом (1942 — 1943)».

Сегодня этот маленький, но грозный боец увешан лентами, стоя на вечном приколе.

 

Наше путешествие было бы не таким ярким без железнодорожного колорита. Мы впервые побывали на детской железной дороге.

Знали ли вы вообще (если только вы не потомственный железнодорожник), что на свете бывают детские железные дороги? Всё там настоящее — поезда, вокзал, перрон. Но только маленькое.

И работают на детской железной дороге, естественно, дети. Машинистами (водят поезда!), проводниками, поездными диспетчерами, начальниками поезда, монтёрами пути и так далее, по всему списку железнодорожных специальностей.

В основном, занимаются ребята с 5 по 9 классы. Обучение бесплатное, и это при том, что здесь их кормят и одевают, в железнодорожную форму.

С 1 октября по 1 апреля — теоретические занятия (на вокзале есть несколько классов и зал), с 1 июня по 1 сентября – летняя производственная практика. То есть, поезда ходят только летом, но зато по настоящему, утверждённому расписанию: вторник- суббота, в 10:00, 11:00, 14:00 и 15:00.

Понятное дело, что, рядом с юным машинистом постоянно находятся взрослые. Они несут полную ответственность за всё происходящее на дороге.

На сегодняшний день в системе РЖД функционируют 25 детских железных дорог.

Первая (в СССР и в мире) была открыта 24 июля 1935 года в г. Тифлисе (Тбилиси),

Горьковскую детскую железную дорогу запустили 8 ноября 1939 года. Примечательно, что первый поезд повела девочка, Женя Герман. Именно она лучше всех сдала экзамены на «железнодорожные права». Сотрудники дороги рассказали, что Женя всё-таки железнодорожником не стала, но до конца жизни приходила сюда, участвовала в мероприятиях.

Вообще, железнодорожниками становятся около 30% здешних выпускников.

В 1939 — 1965 годах трасса Горьковской ДЖД составляла 12 километров (главного пути – 9,1 км) и проходила по территории трёх районов города. Сегодня общая длина дороги составляет 4,1 километра (главного пути – 3,2 км) и проходит только в Канавинском районе Нижнего Новгорода.

Станций — три: Родина, Счастливая, Пушкино. Ещё была станция Маяковского.

Мы были на Родине. Совершенно особая атмосфера. Ещё советская, причём годов 30-х – 50-х. Кажется, как запустили её в 1939-м, так ничего и не изменилось с тех пор.

 

Горьковская детская железная дорогаГипсовые пионеры на крыше,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горьковская детская железная дорога

 

дедушка Максим Горький с детишками,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

старые часы, а также серпы и молоты на здании вокзала. Родина…

Горьковская детская железная дорога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Внутри — расписной потолок-свод, тоже с 1939 года. Бывшие воспитанники ДЖД в своих воспоминаниях пишут, что «потолок круглого зала обладал несомненным психотерапевтическим действием». Он обладает этим действием и сейчас. Вот уже более 60-ти лет розовощёкие пионеры запускают на этом потолке свои самолёты и идут в поход со своими сачками и горнами.

Всё в этом удивительном месте располагает к таким воспоминаниям: «Как я теперь понимаю, руководство, преподаватели и мастера ДЖД вполне сознательно и успешно решали в послевоенные годы следующие задачи: оторвать детей от улицы, привить начальные трудовые навыки, познакомить с железнодорожными профессиями, приобщить к общему делу – поддерживать дорогу в рабочем состоянии и водить поезда от «Родины» до «Счастливой» и обратно можно было только слаженным коллективом» (Борис Осадин, воспитанник ДЖД в 1945 — 1954 гг.).

 

Пройдя по вокзалу, мы выходим на уютнейший перрон, где по узкоколейке едут детские, но совершенно настоящие поезда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В депо стоят тепловозы с паровозами. Кстати, их для детской железной дороги делает, в том числе, и наша Камбарка, точнее, Камбарский машзавод.


 

 Часть техники уже не действует, и играет, скорее, историко-музейную роль.

 

Горьковская детская железная дорогаНо, совершенно понятно, здесь не бросают старых друзей. То, что уже отъездило своё, может, как и катер «Герой», встать на вечный прикол и стать кому-то домом. Ну, или мастерской (внизу под вагоном кирпичный фундамент).

 

 

 

 

 

Мы были на ДЖД в самом конце сентября. На следующий день там начинались занятия. Юные железнодорожники, под куполом с пионерами 1930-х годов, придут постигать азы профессии — будут без конца переводить стрелки и запускать поезда на учебных макетах, делать макеты свои и готовиться к лету, когда все полученные за зиму знания можно будет применить в деле.

К концу нашей экскурсии я уже боролась со стойким желанием бросить всё и пойти в железнодорожники.

По-моему, среди журналистов такие мысли посетили не одну меня.

 

Ольга Сорокина

Фото — Екатерина Дериглазова

Хотите поделиться?

Комментарии

Да Детская Железная Дорога это вам не мороженки раздавать — полезная и интересная форма водготовки профсмены + патриотический уклон. Считаю, попали в десятку — молодцы-нижегородские железнодорожники! Ольге зачёт, что уловила)

да, интересно, интересно...! вот чем могут удивить жэдэшники!

Ольга, спасибо, очень интересно. И весело, как всегда).

Спасибо))

Вспомнил свою практику на ДЖД, спасибо!

---

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Адреса web-страниц и email-ы преобразуются в ссылки автоматически.
  • Разрешены HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Переводы строк преобразуются в параграфы автоматически.

Подробнее о форматировании

Защита от спама
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
_ождь: